Трикотаж — это техника изготовления ткани с помощью петель, образующихся при вязании или сплетении нитей. Термин «трикотаж» также может относиться к самой ткани, полученной при помощи этой техники.
Содержание страницы
Общая информация о трикотаже
- Трикотажные изделия могут быть выполнены из различных материалов, включая хлопок, шерсть, акрил, полиэстер и другие синтетические волокна. Это позволяет создавать трикотажные изделия с различными свойствами, такими как мягкость, теплоизоляция, эластичность и дышащие свойства.
- Трикотажные изделия обладают уникальной структурой, состоящей из петель, которые образуются при вязании или сплетении нитей. Это создает эластичность и гибкость в ткани, позволяя ей легко принимать форму тела.
- Трикотажные изделия могут быть различных типов, включая свитера, джемперы, шарфы, шапки, перчатки, платья, юбки, носки и многое другое. Также существуют специальные виды трикотажа, такие как трикотаж для спортивной одежды или белья.
- Вязание трикотажа может быть выполнено вручную с использованием спиц или крючка, а также при помощи специализированных вязальных машин. Современные технологии позволяют создавать сложные узоры и текстуры в трикотажных изделиях.
- Трикотажная одежда обычно обладает хорошей терморегуляцией, что означает, что она сохраняет тепло в холодную погоду и обеспечивает прохладу в жаркую погоду. Она также обычно комфортна для ношения и имеет хорошую степень растяжимости, что облегчает движение.
Трикотажные изделия популярны в мире моды и представляют собой удобный и стильный вариант одежды. Они могут быть как повседневными, так и элегантными, и предлагают широкий выбор стилей, цветов и узоров.
КАК ПОЯВИЛСЯ ТРИКОТАЖ
Что я слышу, когда говорю – «трикотаж»? Да еще грассируя, растягивая «а», и проглатывая «ж»? Красивое французское слово. Их вообще превеликое множество у нас в русском языке. Есть у них, у французов, глагол «tricoter». Переводится, как «вязать». Вязание, как способ получения полотна, кардинально отличается от получения полотна посредством ткачества. Там уток и челнок, а тут переплетающиеся петли. Ниток может быть при этом и одна и несколько.
О происхождении трикотажа, как и вообще костюма, мы можем судить лишь по единственным дошедшим до нас источникам, каковыми являются археологические раскопки, рисунки и скульптура, сохранившиеся с древних времен, а также упоминания в древней литературе, мифы, предания и сказки. Все эти источники указывают на то, что вязание было известно человеку еще в далекой древности.
Древняя Греция. Легенда о Арахне.
Афина Паллада, вот кто особо почитался среди богинь. Почему она? Эта богиня была практична. Она учила людей ремеслам. Особенно эта богиня почиталась девушками, ведь она учила их рукоделию.
Много было мастеровитых девушек. Но как это часто бывает, среди всех, очень выделялась одна. Ее звали Арахна, и была она дочерью красильщика тканей. Трудовая династия такая своеобразная. Представьте, обуяла Арахну гордость на этой почве. Дело дошло до того, что Арахна вызвала на состязание саму богиню Афину. Богиня была мудра и сначала пришла к Арахне в виде седой, сгорбленной старухи. Хотела предостеречь ее. Мол никто из смертных не может быть выше богов. Соревнуйся с подружками.
Арахна, конечно, пропустила мимо ушей эти советы. А зря… Самое интересное, что полотно-то она соткала ничуть не хуже, чем у Афины. Потягаться то была в силах. Но, самим принципом состязания с богами, Арахна унизила богов. Что делает Афина? Рвет работу Арахны на мелкие кусочки, и бьет свою потенциальную соперницу челноком.
Арахна, впав в отчаяние, опозорившись на всю древнюю Грецию, кончает жизнь самоубийством. Но боги на то и боги. Афина из этой ситуации извлекает педагогическую пользу, и спасает строптивую Арахну. И вот тут неизвестно хорошо это для Арахны, или не очень… Все дело в том, что Афина превращает ее в паука. До сих пор пауки (арахны, насекомые отряда членистоногих, класса паукообразных) вечно плетут свои тенета.
Использование паутины, как пряжи.
Первопроходцем, как и во многом другом, выступает древний Китай, выделывавший из паутины одежду. Выделывали подобные ткани и парагвайцы. «Король Солнце» однажды разжился чулками и перчатками, из вышеупомянутого материала. Такой презент ему вручили парламентарии из города Монпелье.
Не все пауки подходят для выработки подобной пряжи. Идеальными считаются пауки нефиллы. Их ареал – Мадагаскар, и восток Африки. Размер у пауков большой. Его можно сравнить с размером фаланг большого пальца взрослого человека.
Каковы пауки, таковы и сети, которые они плетут. У нефиллов это сеть достигает размера 8-ми метров. Паутина сверхтонка, но сверхпрочна. Даже мелкие птахи могут в ней застрять. Такую паутину можно использовать как невод, что и делают в Новой Гвинеи. А можно использовать и в качестве сачка. Это делают на Фиджи и Соломоновых островах. В такие сачки попадаются даже летучие мыши.
Трудности в организации промышленного производства не могли способствовать ее широкому применению, паутинная ткань встречается лишь в музеях.
Генная инженерия смогла, посредством подсадки генов шелкопряда овце, заставить последнюю давать шерсть, по качеству, сильно напоминающее паутину. Шерсть в сотни раз прочнее стальной нити и эластичнее нейлоновой.
Вязание само по себе
Вязание, как таковое, имело место быть, еще в IX веке до нашей эры. Это косвенно подтверждается одним эпизодом из поэмы Гомера «Одиссея», созданной о ту пору. В поэме Гомер рассказывает, что Пенелопа, как верная жена, 20-ть лет проведя в ожидании мужа, днем делала ему саван, а ночью распускала его. Если она распускала саван, значит, она его не шила, а вязала, ибо распускать можно лишь трикотаж.
Археологи утверждают, что вязать человечество умеет более трех тысяч лет. Вещи, созданные по технологии вязания, обнаружены в самых древних захоронениях.
Связанная одежда
Как таковая, одежда возникла около четырех десятков тысяч лет тому как. Наши предки уже тогда, для придания нужной формы умел плести и связывать всевозможные подручные материалы. В ход шли и растения, и шкуры животных.
Открытием, конечно, было то, что некоторые материалы можно было прясть. Они имели волокнистую структуру. Шерсть животных, например, стебли растений. Если есть пряжа, то можно заниматься и ткачеством, и вязанием. Произошло это в эпоху неолита, начало которого считают со времени изобретения глиняной посуды, конец — с возникновением навыков выплавки железа.
Впереди планеты всей были районы Передней Азии, Египта и Индии. Это объясняется тем, что в этих районах раньше всех, еще в мезолите, после простого собирательства начали растения возделывать. Примерно тогда же там охота на животных, сменилась их разведением. Одежда начинает изготавливаться из козьей и оыечьей шерсти, и из стеблей льна.
В третьем тысячелетии до нашей эры, китайское население возделывало просо, рис, разводило собак, свиней, овец, крупный рогатый скот, вело обмен с отдельными областями. Они же смогли найти технологию разматывания шелкового кокона. Таким образом появилась возможность выделки шелка, и пошива одежды из него. Еще раньше Китае, а также, вероятно, и в Средней Азии разводят хлопок и употребляют его волокна на пряжу.
А что на Руси?
А теперь, Древняя Русь. На Руси с древнейших времен ведутся рукописи. В основном этим занимались монастыри. Так вот в монастырских рукописях первое фигурирование льна встречается в XIII-XIV веках. Им торговали, платили налоги (пошлины, подати). Ремесленники западной Европы в основном и работали используя лен поставлявшийся им Русью. Так же на Руси осуществлялась и глубокая переработка льна. Как конечный продукт, в этой технологической цепочки переработки, появлялась льняная ткань. Она тоже экспортировалась.
В это же время у прибалтийских народов, высокого уровня, достигло вязание одежды из льняной пряжи.
Из сочинений арабских и других писателей известно, что в IX—X веках в Средней Азии вырабатывались высококачественные хлопчатобумажные ткани. В Европе переработка хлопка тогда была еще неизвестна. Промышленная переработка хлопка в Западной Европе появляется только в XVII веке.
В Киевской Руси после льна шерсть была самым распространенным текстильным материалом. Когда урожай был убран, и наступала зима, управившись с делами по хозяйству, длинными зимними вечерами, при свете лучины женщины пряли, ткали и вязали. Звучали прибаутки, рассказывались сказки и легенды. Значимость вязания, как одного из ремесел в России, уже XI-XII веках подтверждают и упоминания в дошедшей до наших дней литературе. Так, известно, что киево—печерские иноки изготовляли «платны» и «копытца плетущи» (чулки).
К IV веку н. э. шелководство возникло в Средней Азии. Из Средней Азии в 552 году тутовый шелкопряд завезли в Европу. Интересно, что ткани из среднеазиатского шелка как изготовлявшиеся на Руси, так и шедшие через нее транзитом в Западную Европу, вплоть до XII века во Франции назывались русскими. Собственное же шелководство во Франции появилось лишь в XIV-XV веках, а столетием раньше — в Италии. В XVII веке шелководство осваивается на Украине, в районе Астрахани, на Северном Кавказе.
Вторая половина средних веков (XII-XV века) — время географических открытий и изобретений — явилась началом развития капиталистического способа производства и яркого всплеска прикладного искусства. Особого подъема ручное вязание достигло в XV веке в Англии. Вязали в основном мужчины.
Viljam Li
Автоматизация вязания
Все шло к тому, что вязание должно было быть автоматизировано. Это произошло благодаря Вильяму Ли. Произошло это в 1589 году. Как это часто бывает, причиной была любовь. Зазноба Вильяма вязала на заказ. Ей надо было заработать себе на жизнь. Но сколько это отнимало у нее времени… Ведь это занятие не позволяло уделять достаточно внимания своему жениху.
Последний, стремясь как можно больше времени проводить со своей невестой, подолгу наблюдал за ее работой, за тем, как она двигает спицами для того, чтобы образовывать петли. Наблюдая, Ли и придумал приспособление частью которого были специальные крючковые иглы. Крепились они на инольнице. Это такой плоский брус с горизонтальным расположением. Такое приспособление намного ускорило процесс вязания у девушки.
Плосковязальный кулирный станок Вильяма Ли использовался для вязания чулок и перчаток, необходимых для светского костюма.
Дальнейшее усовершенствование вязального устройства привело к изобретению в 1755 году. Наконец появилась основовязальная машина. Сотворил ее сын туманного Альбиона Кранн. Принципиальное отличие этой машины от предыдущей в том, что кулира (петля) формируется не из одной нити, как раньше. Здесь изобретатель использует набор нитей.
Нити расположены параллельно друг другу. Франции не отставала от прогресса, и в 1798 году построена первая трикотажная машина умеющая вязать вкруговую. Вывязывался такой большой трикотажный цилиндр, или рукав. Середина XIX века характерна формированием трикотажной промышленности. Это следствие того, что трикотажное машиностроение не стояло на месте.
Количество изобретений просто поражает. Некоторые просто стали революционными.
Но вот пришел XX век, с его эмансипацией, и машиностроением. Трикотажное производство получает новый толчок.
Развитие технологий позволяет получать трикотажные метражные (по типу тканых) и кругловязаные полотна. Машины, вырабатывающие полотна такого типа, очень производительны и обеспечивают выработку малораспускающегося трикотажного полотна.
Как в эту историю возникновения и развития трикотажного полотна вписывается отечество?
У нас история производства началась с середины XIX века. Именно тогда в Санкт-Петербурге, в 1855 году основывается самая первая трикотажная мануфактура. Чуть позже в 1870 тоже самое происходит в Москве.
Но надо отметить тот факт, что все это носит характер кустарный и полукустарный. Основное производство было сосредоточено на территории Польши. Набор производимых изделий был скуден. Это были в основном чулки, платки, белье, перчатки.
Как ни странно первая мировая война «благоприятно» сказалась на трикотажной промышленности России. Причина тому – военные заказы. В начале войны трикотажная промышленность увеличилась в четыре раза.
30-е годы также характерны бурным развитием трикотажной промышленности у нас в стране. Не просто строились фабрики, хотя количественный прирост их был впечатляющим, совершенствовалась технология, и сама техника производства.
Во время Великой Отечественной войны более половины предприятий трикотажной промышленности оказалась на временно оккупированной территории. Ассортимент оставшихся был резко сокращен. Львиная доля выпускаемого трикотажа шла на обеспечение армии..
Послевоенные годы характерны активным восстановлением трикотажной промышленности. В конце 1950-го года объем производства трикотажных изделий достиг довоенного уровня. Потом производство только росло. Это продолжалось до 90-х годов прошлого столетия.
90-е годы принесли с собой спад отечественного трикотажного производства. Конечно, это было вызвано политическими и экономическими причинами. Страна менялась. Рушились экономические связи. Однако уже во второй половине 90-х годов прошлого века намечается рост отечественного производства трикотажных изделий.
Заключение
Надеюсь статья о истории трикотажа представила нам увлекательный обзор этой важной техники производства полотна и изделий. А также её эволюции на протяжении времени. Вы узнали, что трикотаж имеет глубокие корни в древности и с течением времени стал неотъемлемой частью нашей модной культуры.
Мы рассмотрели древние методы вязания и сплетения нитей, которые привели к появлению первых трикотажных тканей. Кроме этого узнали о различных техниках и инструментах, которые развивались вместе с трикотажем. Такие, как спицы и вязальные машины.
Мы также узнали о важности трикотажной промышленности и ее влиянии на доступность трикотажной одежды для широкой аудитории. С развитием промышленности и технологий трикотаж стал разнообразным, отражая модные тенденции каждой эпохи.
Важно отметить, что трикотажная индустрия продолжает развиваться и применять новые технологии, такие как компьютеризированное вязание. Это позволяет создавать сложные узоры и дизайны с высокой точностью и эффективностью.
Отдельно подчеркну то, трикотажная одежда не только комфортна и эластична, но и имеет огромное значение в модной индустрии. Она позволяет нам выразить свой стиль и индивидуальность, а также следовать модным тенденциям каждого времени. История трикотажа свидетельствует о его важности и прочности как техники искусства.
Хорошо бы рассмотреть и следующие вопросы…
- Как вязать трикотажные носки?
- Где купить трикотажную пряжу?
- Как выбрать размер трикотажной одежды?
- Как ухаживать за трикотажными изделиями?
- Какие виды трикотажа подходят для летней одежды?
- Как сделать трикотажный шарф своими руками?
- Какие техники вязания используются для создания трикотажных изделий?
- Какие модели трикотажных свитеров популярны в этом сезоне?
- Какие материалы лучше всего подходят для вязания трикотажа?
- Какие преимущества имеет трикотажная одежда по сравнению с другими типами тканей?
Но тогда статья распухнет до размеров книги…
Здоровья! Немного удачи! До скорых встреч на страницах ресурса «Крой и шитьё». «Швейный кружок» продолжит свою работу!
Хотите стать автором и разместить свой материал на страницах ресурса? Это сделать проще, чем вы предполагаете… Присылайте заявку на адрес admin@ideaports.ru
Я бы добавил на передник карманы для хранения кухонных принадлежностей.